TPMS открывает новые возможности

В последнее время, в связи с введением директивы европейского парламента ES № 661/2009 (Директива о безопасной эксплуатации автотранспортных средств), наблюдается постоянно растущий интерес владельцев автосервисов и шиномонтажей к информации, касающейся проблематики TPMS. Производителям автомобилей, согласно данной директиве, нужно оснащать выпускаемые ими автотранспортные средства в категории M1 системой мониторинга давления в шинах, известной как TPMS (англ. Tyre Pressure Monitoring System).

Такое требование вступило в силу 1 ноября 2012 года и распространяется на все автомобили, продажа которых на рынке ЕС планируется после этой даты. Начиная с 1 ноября 2014 года TPMS является обязательной для всех автомобилей, производимых и продаваемых на рынке ЕС. О том, принесет ли новое требование реальные результаты в области безопасности и экологии, и о том, насколько это требование актуально и целесообразно, можно долго дискутировать. Ожидаемый позитивный эффект, конечно же, потребует новых капиталовложений, что в конечном итоге отразится на кошельках обычных автовладельцев. Вопрос стоит не о целесообразности использования TPMS (здесь ответ будет однозначно позитивным), а о том, насколько эта система сейчас реально необходима, насколько она в данный момент экономически обоснована, и стоит ли игра свеч.

TPMS как технология

Типичное размещение сенсоров TPMS на дискеНаиболее часто возникают вопросы: что будут значить эти директивы ЕС для обычных водителей, насколько повысится стоимость поставок комплектных колес, кто будет контролировать ее надлежащее исполнение и что такое прямая и непрямая система мониторинга давления в шинах?

Дополнениями к упомянутой выше директиве ES 661/2009 точно определяются технические требования к системам TPMS. Одним из требований, например, является гарантия того, что водитель автомобиля будет оповещен, если давление в шинах упадет на 20 % от предварительно заданного производителем автомобиля значения, или же достигнет минимального значения в 150 kPa.


Схема работы прямой TPMS-системы в автомобилеИнформация о падении давления в шинах должна быть предоставлена водителю за определенный промежуток времени (до 10 минут) и при скорости от 40 км/час до максимальной скорости автомобиля. В настоящее время этим требованиям полностью отвечают только системы, которые мониторят давление в шине, что бы было оптимальное давление в шинах, прямо посредством электронных датчиков, установленных внутри шин. Непрямые системы мониторинга (соединенные с программой ABS и ESP) не отвечают поставленным техническим требованиям, ненадежны и не предоставляют точных данных, поэтому автомобили с такими системами не разрешается продавать на рынке ЕС после 1 ноября 2014 года. Для всех автовладельцев, купивших себе новый автомобиль на европейском рынке после 1 ноября 2012 года, а также для всех владельцев новых автомобилей, произведенных для европейского рынка после 1 ноября 2014 года, нововведением станет то, что их автомобиль без функциональной системы TPMS эксплуатировать будет невозможно.

Функциональность системы TPMS может контролироваться станциями технического контроля, полицией в странах ЕС и, особенно, страховыми фирмами при разборе страховых случаев. Поэтому в автосервисе клиенту должны сообщить, что при приобретении или замене комплекта колес, необходимым условием будет также установка нового комплект TPMS-сенсоров.

TPMS как коммерческий аспект

Само собой разумеется, такая дополнительная опция в шине в результате поднимет стоимость автосервисных услуг, что может вызвать недовольство клиентов. Эти, с одной стороны, непопулярные директивы дают возможность дополнительного заработка автосервисам.

Комплект инструмента для диагностики и сервиса TPMS марки SchraderМастерам автосервисов, в первую очередь, будет необходимо получить как можно больше информации о проблематике TPMS, пройти обучение на специальных курсах, тренингах, приобрести оборудование и инструментарий, необходимые для работы с TPMS-сенсорами и для их программирования в блоке управления автомобилей. Сегодня на европейском рынке представлены несколько компаний, поставщиков систем TPMS для первичной комплектации автомобилей. Основными игроками на рынке являются компании Schrader Electronics и Continental (раньше VDO Siemens). Менее значительно присутствуют компании BERU, TRW и Pacific. Некоторые автопроизводители сотрудничают с разными поставщиками систем TPMS, но большинство старается сотрудничать с одним поставщиком, исходя из их требований к техническим характеристикам сенсоров и исходя из способа их определения в системе. По этой причине мы часто встречаемся с разными техническими решениями «обучения» автомобиля. Иногда достаточно смонтировать сенсор на диск и «обучение» пройдет автоматически в процессе езды автомобиля. Иногда производитель автомобиля предусматривает возможность настройки TPMS-системы с помощью меню автомобиля. В этом случае сервисный персонал должен хорошо знать все технические данные и способы технического обслуживания каждой конкретной марки автомобиля. Наиболее часто используется способ «переобучения» блока управления автомобиля посредством диагностического оборудования, которое способно переписать информацию ID-сенсоров в блоке управления. Как видно из этих примеров, автопроизводители подходят к проблематике TPMS по-разному. Кроме того, некоторые производители автомобилей используют лишь самые необходимые функции TPMS-сенсоров, чтобы лишь выполнить требования закона. Другие производители автомобилей оснащают свои автомобили сенсорами TPMS с дополнительными опциями, например такими, как мониторинг актуального давления в отдельных шинах, функция предупреждения водителя о том, в каком колесе возникли проблемы с давлением или индикация температуры в шине.

Ручной диагностический прибор для обслуживания TPMSВажной областью, которой, однако, не достаточно уделяется внимания, является сервисное обслуживание TPMS-сенсоров. Срок службы этих сенсоров их производителями определяется в 7-10 лет при пробеге в 150 000 километров и при соблюдении определенных условий. Компания Schrader Electronics рекомендует проводить регулярное техническое обслуживание сенсоров в определенные временные интервалы. Такое техническое обслуживание должно проводиться постоянно во время замены или ремонта шин специально обученным персоналом с помощью специального инструмента и специального комплекта запасных частей. Однако, как показывает практика, такое техническое обслуживание проводится крайне редко и проводится оно, в основном, в центрах, специализирующихся на TPMS-системах. К сожалению, техническому обслуживанию TPMS-сенсоров уделяется недостаточно внимания даже в фирменных сервисных центрах. Это притом, что срок службы TPMS-сенсоров очень изменчив. Материал, используемый для производства вентилей, на которые устанавливаются TPMS-датчики, уж очень склонен к коррозии. Поэтому, если вовремя заменить поврежденные детали вентиля, можно избежать полного выхода из строя сенсоров. И за это клиент заплатит лишних 60-70 гривен, потому что в противном случае ему придется заплатить от 1000 гривен за новый сенсор.

Еще одной проблемой является совместимость некоторых дисков (прежде всего, легкосплавных) и TPMS-сенсоров, так как для установки сенсоров в диски требуется достаточно места. На это нужно обращать внимание при выборе дисков. Следует выбирать только те диски, которые специально приспособлены производителем для установки в них TPMS-сенсоров.

TPMS как новая возможность

Очевиден факт, что этот закон приносит новые возможности в сфере автосервиса. Речь идет о реальной революции в отрасли за последние лет двадцать. TPMS дает огромные возможности, так как это решение Европейского парламента отразится для автосервиса в росте числа клиентов, что, с одной стороны, потребует от фирм новых инвестиций в эту область, а, с другой стороны, принесет им и дополнительный доход.


Симеон Незбеда



Читайте также

Ремонт сельхозшин: шаг навстречу к клиенту

О ремонте сельхозшин со сложными повреждениями

Всесезонные шины: укрепление позиций с помощью TPMS

Обязательная установка сенсоров для измерения давления воздуха в шинах принесет много нового как владельцам новых автомобилей, так и автосервисам

Диски: тенденции колесной моды

Автомобильные шины и диски подвержены влиянию моды, как и любая другая вещь, способная выделить что-либо, сделать индивидуальным. Автомобильные колесные диски уже давно не просто запасная часть