Ремонт сельхозшин: шаг навстречу к клиенту

Зачастую в шиноремонте время является одним из наиболее важных факторов. Особенно, если речь идет о ремонте шин для сельскохозяйственной техники. Быстрый ремонт очень важен, прежде всего, в период проведения сезонных сельхозработ, так как длительный простой сельскохозяйственных механизмов (к примеру, в период уборки урожая) повлечет финансовые потери для фермера. Неминуемы финансовые убытки и в том случае, если покрышка повреждена настолько, что не подлежит ремонту. Возникает необходимость в покупке новой покрышки, что также может стать проблемой: необходимо найти шину такой же модели и размера, как и у шины, оставшейся на оси. Поэтому ситуация с ремонтом сельскохозяйственных покрышек вынуждает шиноремонтников делать шаг навстречу к клиентам.

В последние годы активно ведутся разработки в секторе сельскохозяйственных шин. Их размеры увеличиваются, а цены на них, соответственно, возрастают. Такое состояние дел служит достаточной мотивацией для того, чтобы эксплуатационный срок шин был как можно более долгим, чего можно достичь, в том числе, и с помощью ремонта повреждений, даже если их размеры колеблются на границе максимально допустимых. Хотя во многих случаях заказчику приходится отказывать в проведении ремонта шины по причине ее крайней изношенности или сложности повреждения. Но следует отметить, что на практике как раз чаще бывает наоборот — заказчикам приводят аргументы в пользу ремонта, после которого отремонтированные шины прослужат еще долго.

Первоначальный контроль

Решение о целесообразности проведения ремонта необходимо принимать в диалоге с заказчикомГраница между решением проводить ремонт шины и решением в целесообразности покупки новой покрышки во многих случаях очень тонкая. Такое решение должно приниматься «консилиумом», состоящим их самого заказчика, мастера-ремонтника и техника-приемщика. Проблемную шину необходимо поместить в смотровое оборудование, в котором шина растянется настолько, что можно будет увидеть не только явные ее повреждения, но и скрытые. После этого можно оценивать общее ее состояние, а также состояние отдельных ее элементов: посадочного борта, боковины, плечевой зоны и протектора.

Очень важной частью бескамерных покрышек является их внутреннее резиновое покрытие. Важно знать, как долго покрышка уже эксплуатируется (здесь может помочь DOT-маркировка шины). Также важно выяснить, какое расстояние водитель проехал на поврежденной шине со сниженным или нулевым давлением в ней.

Быстрая оценка

Быстрое открытие нитей корда с помощью щеткиГлавной и решающей частью первоначального контроля должно быть быстрое открытие повреждения для принятия решения о ремонтопригодности шины. Открыть повреждение необходимо так, чтобы обнажился корд, который является основным элементом каждой покрышки. К примеру, у грузовых радиальных покрышек со стальным кордом важна каждая кордовая нить.

В случае повреждения на боковине рекомендуется удалить резиновый слой с внешней стороны, чтобы можно было увидеть части корда, измерить ширину и длину повреждения и сравнить его с таблицей подбора ремонтных пластырей.

Измерение повреждений с внутренней стороныВ случае повреждений протектора рекомендуется отшлифовать внутреннее резиновое покрытие вплоть до корда и проверить, прежде всего, состояние нитей корда на краях повреждения. Часто бывает так, что предмет, попавший в шину, несколько кордовых нитей может полностью разорвать, а неcколько лишь переломать. Разорванные нити корда видны сразу, чего не скажешь о переломанных нитях — места перелома придется найти. Затем нужно измерить ширину повреждений и сравнить их с таблицей. Практически у всех производителей ремонтных пластырей лимиты максимальной ширины повреждений одинаковы — до 40 мм. Одинаковые лимиты и для ширины повреждений на боковине, где в добавок появляются еще и проблемы со вздутием в месте ремонта.
Вращательный нож является хорошим подспорьем при быстром открытии повреждения
Проблемы могут появиться и при ремонте повреждений протектора. Учитывая то, что она протектор состоит из нескольких слоев корда, может иметь место расслоение. Что касается быстроты открытия, то для этих целей рекомендуется использовать шлифовальный аппарат, электрическую дрель или вращательный нож. Для доочистки нитей корда рекомендуется использовать проволочную щетку.

Максимально допустимое повреждение в плечевой зоне радиальной шиныВсе вышеперечисленные процессы хорошо проводить в присутствии заказчика, чтобы затем вместе с ним обсудить выявленные дефекты и принять окончательное решение. Если повреждение не превышает размеры, приведенные в соответствующей таблице ремонтопригодности, тогда, исходя из размера ремонтного пластыря и предварительной оценки предстоящего объема работ, можно определить и стоимость ремонта. Если заказчик со стоимостью ремонта согласен, остается лишь договориться с ним о сроках выполнения ремонта.

В случае если размер повреждения превышает табличные нормы, можно предложить заказчику другое решение (у грузовых и спецшин это, как правило, замена протектора или покупка новой шины). В последнем случае можно помочь заказчику с советом, где без лишнего промедления найти новую шину с оптимальным отношением цены и качества.

Практические примеры

После теоретических рассуждений приведем несколько реальных примеров, на которых можно продемонстрировать практический подход к делу.

Покрышки Michelin 315/80 R22,5 с DOT-маркировкой 0514 были установлены на автомобиле АСА, вывозящем мусор на коммунальные свалки, где много острых предметов. Один из таких острых предметов попал в плечевую зону покрышки и образовал повреждение диаметром 25 мм, что в таблице подбора ремонтных пластырей является граничным. Учитывая то, что покрышка была практически новой, заказчик был заинтересован в ее ремонте. Поэтому необходимо было найти такое технологическое решение, чтобы после ремонта шина ездила, почти как новая.

Блок из сырой резины повышенной прочностиВыбор был остановлен на ассортименте ремонтных пластырей с арамидным усилением корда, которые являются наиболее подходящим вариантом для ремонта плечевой и боковой зоны покрышки. Еще одной причиной такого выбора была лучшая гибкость и прочность этих пластырей, что очень важно при ремонте спецшин, особенно для тех автомобилей, которые эксплуатируются в тяжелых условиях и при больших нагрузках.

Также мы выбрали сырую резину с большей твердостью после вулканизации, что обеспечит повышенную прочность в области плеча, которое при эксплуатации шины испытывает большие нагрузки. Заказчик согласился с нашим выбором ремонтных материалов. Кроме того, он согласился и на дальнейший постоянный мониторинг состояния отремонтированной покрышки (необходимо постоянно следить за состоянием шины на предмет появления выпуклостей в зоне ремонта). В случае заметного увеличения выпуклости колесо необходимо сразу же снять.

Арамидный пластырь уменьшает вздутиеВздутие на боковине шины в месте ее ремонта является нередкой проблемой при ремонте радиальных покрышек, с ней сталкиваются практически все шиноремонтники и их клиенты. В таких случаях действует правило: чем больше поврежденных нитей на радиальном корде, тем больший размер вздутия. Опыт проведения ремонтов показывает, что при разрыве трех и менее кордовых нитей вздутие отсутствует или же является минимальным. При разрыве от четырех до шести кордовых нитей вздутие составляет приблизительно три миллиметра от поверхности шины. При разрыве от семи и более нитей корда вздутие соответственно увеличивается.

В нашем случае было повреждено десять нитей корда, однако вздутие было небольшим (два миллиметра), что является положительным моментом. Ремонтный пластырь с арамидным кордом и сырая резина с повышенной твердостью сделали свое дело. Колесо с отремонтированной покрышкой, по просьбе заказчика, было установлено с внутренней стороны колесной пары, чтобы была возможность проведения визуального контроля.

Ремонт боковины по-прежнему востребован

Ремонт боковых повреждений грузовых радиальных покрышек и спецшин не столь часты, как, например, ремонты повреждений протектора шин, но, тем не менее, по-прежнему востребованы. Огромное преимущество при ремонте боковины шин — предсказуемость того, как она будет вести себя при дальнейшей эксплуатации. Это обусловлено ее простой конструкцией — одним слоем стальных нитей, образующих радиальный корд. Поврежденные нити зашлифовываются полностью, затем шлифуется контактная поверхность для сырой резины, на которую, после ее вулканизации, наклеивается ремонтный пластырь. Если пластырь имеет арамидный корд, вздутие будет несильным, как в случае применения обычного пластыря.

Ржавые нити корда трескаютсяДля примера расскажем случай с ремонтом покрышки Goodyear 385/65 R22,5, на которой мы после шлифовки измерили повреждение шириной в 11 мм, и длиной в 25 мм. При этом было повреждено четыре кордовых нити. Повреждение возникло, так сказать, классическим способом. На боковине возник косметический порез, через который в процессе эксплуатации шины поступала влага. Стальные нити корда начали ржаветь и через некоторое время разорвались. Речь идет о классическом боковом порезе. Некоторые мастера шиноремонта предпочитают говорить клиентам, что такие повреждения плохо поддаются ремонту, и не советуют ремонтировать их. В нашем случае, после вулканизации был установлен арамидный пластырь в строгом соответствии с таблицей, хотя некоторые ремонтники для перестраховки стараются использовать большие размеры. Вздутие в месте ремонта было приблизительно 1 мм, а это меньше, чем ожидалось.

Еще одним классическим боковым повреждением шины является трещина в радиальном направлении. Возникает она в результате перегрузки одной шины в колесной паре, при которой происходит растрескивание резины быстрее, чем повреждение нити корда. Хотя трещина и может достигать размера более 100 мм, но ее ремонт достаточно прост, а благодаря сохранности кордовых нитей даже не образуются вздутия и выпуклости.

Диагоналки без проблем

В случае с диагональными шинами проблемы могут иметь место в редких случаях. Например, когда ремонтнику не удается достаточно хорошо отшлифовать место повреждения (в частности, на конце повреждения).

Некачественная шлифовка под ремонтный пластырьВ качестве примера приведем случай с ремонтом тракторной покрышки Michelin 440/80-28 12PR. Специалист, который проводил ее ремонт, сделал сразу несколько ошибок. Кроме недостаточного шлифования места повреждения, была некачественно проведена шлифовка под ремонтный пластырь. Это привело к тому, что после нескольких дней эксплуатации он отклеился. Покрышка была практически новая, поэтому необходимо было осуществить ее повторный ремонт. Мы заново отшлифовали место повреждения (но в большем размере), заново осуществили процесс вулканизации, шлифовки под ремонтный пластырь и установили пластырь большего размера. После проведения повторного ремонта вздутие в месте повреждения отсутствовало! В этом и есть большое отличие от ремонта радиальных покрышек. Благодаря отличной конструкции диагонального корда, которая имеет многослойное и перекрестное строение (как и конструкция таких ремонтных пластырей), вздутия образовываются очень редко.

Шина Galaxy перед ремонтом  Шина Galaxy после шлифовкиЕще один пример беcпроблемности ремонта диагональных покрышек из моего опыта. Ко мне в шиноремонтный сервис обратился владелец небольшой фирмы, занимающейся земляными и ландшафтными работами. На одной из его погрузочных машин была повреждена боковина покрышки Galaxy 10x16,5 (см. фото). Учитывая тот факт, что повреждение было близко к посадочному месту шины, в трех шиноремонтных мастерских его отказались ремонтировать.

Сначала я придерживался того же мнения что и мастера с предыдущих сервисов, но после шлифования зоны повреждения я изменил свое мнение. Повреждение было не настолько близким к посадочному борту шины, чтобы его нельзя было качественно отремонтировать. Придерживаясь основных правил ремонта диагональных шин, я смог реанимировать данную покрышку. В результате, покрышка уже год в беспроблемной эксплуатации.

Теория и практика

И легковые шины ремонтопригодныК приведенным выше примерам хочется добавить еще один нетипичный случай. Легковая покрышка Barum Brillantis 185/70 R14 88T, установленная на прицепе, проехала всего лишь пару километров. Владелец прицепа умудрился проколоть шину, наехав на стальной крюк фиксирующей ленты на прицепе. Теоретически, в ста процентах случаев шина непригодна для ремонта. Здесь и низкая стоимость новой покрышки, и повышенные требования к безопасности, и размер повреждения. В нашем случае речь шла о максимально допустимом размере для скоростного коэффициента T, то есть, о ширине 15 мм.

Для гарантии качества ремонта ремонтный пластырь вулканизировался вместе с сырой резиной. Преимуществом такого подхода было то, что ремонтный пластырь поддавался действию повышенного давления и температуры. Кроме того, после вулканизации шина могла сразу монтироваться и эксплуатироваться, то есть, не надо было ждать окончания холодной вулканизации.

На приведенных здесь примерах, хотелось продемонстрировать возможность ремонта, прежде всего, тех повреждений, размеры которых внесены в ремонтные таблицы, но не осуществляются. Владельцы шиноремонтных мастерских объясняют это тем, что в настоящее время сложные ремонтные операции экономически не интересны из-за риска последующих претензий со стороны заказчиков. Но если повысить заинтересованность к подобного рода ремонтам, то их стали были делать чаще. Следовательно, повысился бы практический опыт персонала, что в результате повысит качество ремонта, увеличит количество клиентов и доходы.


Ярослав Прокоп

Качественно и быстро отремонтировать крупногабаритные шины вам помогут специалисты ООО«Майнинг Машинери»

.



Читайте также

Правда и мифы о сырой резине

В процессе ремонта шин резиновые смеси как ремонтный материал играют одну из основных, если не самую важную роль

Ремонт повреждений боковой части грузовой шины R22,5 с помощью материалов TAP RAP

TAP RAP – единственная в мире технология, позволяющая отремонтировать самые сложные повреждения грузовых шин и шин OTR.

TPMS открывает новые возможности

В связи с введением европейским парламентом директивы о безопасной эксплуатации автотранспортных средств, возникает все больше вопросов о TPMS