Правда и мифы о сырой резине

Правда и мифы о сырой резинеВ процессе ремонта шин резиновые смеси как ремонтный материал играют одну из основных, если не самую важную роль.

Резина является эластичным продуктом (в готовом виде) вулканизации натурального или синтетического каучука при температуре 110-180 °С в промежуток от нескольких минут до нескольких часов. Для получения резинотехнической смеси, кроме каучука, необходимы дополнительные вещества, которые облегчают процедуру обработки резины и наделяют ее определенными свойствами.

Вулканизация является сложным физико-химическим процессом в специальных условиях, о которых должен знать и помнить любой опытный вулканизаторщик.

Наиболее важными компонентами резиновых смесей являются:

1) натуральный или синтетический каучук;
2) вулканизирующие вещества – в основном, сера или соединение серы с ускорителями;
3) смягчители – ингредиенты и технологические добавки для уменьшения твердости резины;
4) наполнители – например, органические или неорганические твердые вещества различной степени дисперсности, использующиеся в целях улучшения технологических свойств резиновой смеси;
5) пигменты и красители – например, цинковые белила, литопон;
6) защитные средства – вещества, защищающие резину от разрушительного воздействия света, тепла, кислорода, озона, радиации и т. д.

Конечно же, можно компоновать данные ингредиенты по-разному или заменять эти компоненты другими, их использование зависит от назначения смеси.

Твердость по ШоруНапример, для получения 100 кг резиновой смеси для протектора шины понадобится: 50 кг каучука (теперь, в основном, синтетического), 15 кг сажи, 15 кг диоксида кремния, 10 кг масла, 2 кг смолы, 2 кг серы и других дополнительных ингредиентов.

К сожалению, нужно признаться, что многие шиноремонтники не придают слишком большого значения типу и характеристикам смесей, которые они используют в повседневной работе, совершая очень серьезную ошибку.

На курсах профессиональной подготовки мастеров по ремонту шин педагоги все больше внимания уделяют резиновым смесям. Причиной является растущий интерес к горячей вулканизации шин, где резина играет существенную роль.

Сложным процессом является не только производство смеси, использование уже готового продукта в процессе ремонта требует не меньше знаний и подготовки.

Резиновая смесь в вулканизации

Холодная вулканизация

Для вулканизатора, на котором осуществляют только быстрый ремонт по технологии холодной вулканизации достаточно материалов в виде ремонтных пластырей и базовой химии (жидкость Liquid Buffer, клей, Inner Liner Sealer).

Резина является здесь важным материалом, так как используется как дублирующий слой для укрепления как радиальных, так и диагональных пластырей. Примером является резина фирмы Maruni – Floater Gum.

Сырая резина Maruni Floater GumРезина Maruni Floater Gum используется в качестве амортизационной базы под пластырь. Она продлевает срок его службы. Специальная резиновая смесь защищает края ремонтного пластыря от появления на них трещин. Срок годности этой резины – два года в условиях хранения при температуре 20 °С. Резину с подобными параметрами имеет в своем ассортименте и фирма Tip Top (синего цвета).

Бинарные смеси для вулканизации (двукомпонентные), которые не требуют использования горячей вулканизации, очень полезны в случае, когда нужно заполнить небольшие полости в резине на внешней стороне шины, а также в случае незначительных дефектов в области основания. Примером является продукт фирмы Tirso Gomez (Аргентина).

Трудно себе представить ремонтную мастерскую, где бы осуществляли капитальный ремонт всех видов шин по технологии горячей вулканизации, не используя соответствующие типы резиновых смесей.

К сожалению, сегодня мы видим определенное пренебрежение в вопросе правильного выбора резины. То, что смесь резиновая и черная, не означает, что ее можно использовать для всех видов ремонта.

Горячая вулканизация

Сырая резина Ferdus СТ-2 и вулканизационный раствор ТСмесь камерная – предназначена только для вулканизации камер. Смесь характеризуется высокой прочностью на растяжение и, в основном, состоит из NR (natural rubber – натуральный каучук). Отличается твердостью в диапазоне 50-60° по Шору А.

Смесь для заполнения воронки повреждения (и мест, где утрачена резина). Этот тип смеси может быть использован только в технологии горячей вулканизации с применением соответствующей вулканизационной жидкости для горячей вулканизации Thermopress Solution. Температура вулканизации составляет 100-160 °С. Твердость смеси после вулканизации составляет приблизательно 55° по Шору (+/- 5° по Шору А). Максимальная температура нагрева резины перед заполнением воронки повреждения составляет 80 °C. Температура свыше этой может пережечь резину, и в результате она не приклеится к шине.

Эта резина является универсальной для легковых шин, шин легкогрузовых и коммерческих автомобилей (при правльном применении – для боковой и ходовой части), для ремонта боковой части грузовых шин.

Примером смеси для заполнения воронки методом горячей вулканизации может быть резина CT-2 фирмы Ferdus (используется вместе с вулканизационным раствором Т). Резина СТ-2 после вулканизации имеет твердость около 62° по Шору А при температуре 20 °С. Предпочтительная температура вулканизации составляет 135-145 °С.

Сырая резина Maruni Filler Gum и вулканизационный раствор Thermo LiquidЯпонская фирма Maruni предлагает резину Filler Gum, применяемую с вулканизационным раствором Thermo Liquid. Рекомендуемая температура вулканизации 140 °C.

Немецкая фирма Tip Top имеет в своем ассортименте резину MTR Rubber с аналогичными свойствами. Эта смесь характеризуется устойчивостью к истиранию и порезам. Особенно рекомендуется для ремонта грузовых шин и шин ОТR. Твердость после вулканизации составляет около 60-65° по Шору А.

В случае шин ОТR, работающих в исключительно тяжелых ландшафтных и климатических условиях, подбор резиновой смеси является очень индивидуальным и, как правило, резина производится на заказ – с особыми свойствами.

Особым случаем является продукция итальянской компании TAP-RAP, который в своем ассортименте предлагает три вида резиновых смесей для ремонта. Как правило, при очень больших повреждениях грузовых и крупногабаритных шин используют такие три вида резины: SR (смесь для ремонта боковых повреждений), TR (смесь для ремонта повреждений ходовой части шины) и S (буферная связка).

При использовании любых ремонтных смесей необходимо знать их характеристики. Характеристики подскажут нам температуру и время вулканизации, твердость резины после нее. Укажут также свое предназначение – рекомендуемый тип шин и вид ремонта, котрый можно выполнить с помощью той или иной резиновой смеси (ремонт боковой или ходовой части).

Это имеет огромное значение в процессе вулканизации. Правильность подбора резины и внимательное чтение характеристик позволит нам избежать многих ошибок. Использование резины в соответствии с инстукциями, указанными производителем (к примеру, соблюдение температуры нагрева), гарантирует правильность процесса вулканизации и, соответственно, хороший результат ремонта.

Смеси для шин с восстановленным протектором

Отдельной темой являются смеси, предназначенные для ремонта восстановленных шин.

•    невулканизированная резина – смесь, не прошедшая процесс вулканизации, предназначенная для наварки протектора легковых или грузовых шин в вулканизационных прессах);
•    вулканизированная смесь – готовые свулканизованные протекторные ленты, прошедшие процесс вулканизации, для грузовых и крупногабаритных шин с определенной твердостью и стойкостью к внешним факторам;
•    праймер – представляет собой смесь для вулканизирования готовых протекторных лент и шинного кракаса;
Внимание! Эта смесь не имеет каких-либо компонентов, устойчивых к влиянию внешних факторов.
•    боковая резина – смесь, применяемая для ремонта в плечевой зоне шины, захватывающей край завулканизированного протектора шины;
•    резина для заполнения воронки поврежедния – как правило, в виде шнура диаметром 8 или 10 мм, предназначенные для экструдера.
Внимание! Применение некоторых резиновых смесей для экструдера при ремонте протекторной части не имеют ингридиентов, предотвращающих старение, так как предназначены только для заполнения воронки поврежения под протектором.

Резиновые смеси и явление реверсии

Слишком длительное время вулканизации и чрезмерно высокая температура в случае некоторых смесей отрицательно сказывается на результате вулканизации. Мы можем столкнуться с проблемой реверсии. Реверсия означает вторичный распад поперечных связей при увеличении времени вулканизации. Это явление нежелательно, оно характеризуется тем, что после длительного времени вулканизации при завышенной температуре резина становится вязкой и очень пластичной. Таким образом смесь возвращается в исходное состояние.

Поэтому для правильного процесса вулканизации необходимо хорошо знать характеристики смеси (сырой резины). Если у вас есть какие-либо сомнения в правильности проведения ремонта, обратитесь к продавцу или поставщику для получения характеристик смеси (сырой резины) и инструкций по правильному использованию, чтобы избежать ошибок.

Много лет назад, когда шинная промышленность только начинала развиваться, вулканизацию проводили только горячим методом. И мастер по ремонту шин практически сам изготавливал резиновую смесь путем подбора состава смеси в зависимости от вида повреждения (на боковой или ходовой части) и типа шин (легковые, грузовые, крупногабаритные). В некоторых случаях опытному шиноремонтнику можно прибегнуть к правильной технологии и самостоятельно подбирать нужные смеси к разным видам шин.

Гжегож Борисяк



Читайте также

Ремонт сельхозшин: шаг навстречу к клиенту

О ремонте сельхозшин со сложными повреждениями

Ремонт повреждений боковой части грузовой шины R22,5 с помощью материалов TAP RAP

TAP RAP – единственная в мире технология, позволяющая отремонтировать самые сложные повреждения грузовых шин и шин OTR.

Ремонт повреждений ходовой части радиальной КГШ 26,5 R25 с помощью материалов TAP RAP

Наше издание уже показывало в общих чертах пример ремонта крупногабаритной шины. В этом материале детальнее рассмотрим процедуру ремонта ходовой части КГШ 26,5 R25