Диски: тенденции колесной моды

Автомобильные шины и диски подвержены влиянию моды, как и любая другая вещь, способная выделить что-либо, сделать индивидуальным и неповторимым. Автомобильные колесные диски уже давно стали не просто запасной частью авто. Сегодня диски — непременный атрибут любимого автомобилистами процесса тюнинга. Рынок автомобильных дисков представлен широчайшим ассортиментом марок и моделей. На прилавках магазина можно найти диски на любой вкус и цвет. Такое разнообразие ассортимента значительно усложняет выбор, да и продавцы не всегда попадаются добросовестные. Чтобы не растеряться в процессе выбора дисков для своего авто, попробуем проанализировать главные моменты, на которые следует обратить внимание при покупке.


Тенденции колесной моды

Классификация колесных дисков

Наиболее распространенными классификациями колесных дисков можно считать классификации по технологии изготовления и по конструкции колес. По технологии изготовления диски бывают стальными и легкосплавными. Легкосплавные, в свою очередь, могут быть литыми или коваными. По конструкции колес диски бывают разборные и неразборные. Неразборные могут быть одно-, двухили трехкомпонентные.

На сегодняшний день наиболее распространены штампованные стальные диски. Как правило, они состоят из тарелки и приваренного к ней обода, которые изготавливаются из катаного стального листа. Практически все автопроизводители комплектуют большинство своих авто именно этим типом дисков. Главные плюсы такого диска: невысокая стоимость, возможность реставрации после смятия (при ударах он мнется, а не лопается), нанесение менее значительного ущерба стойкам автомобиля при ударах (сминаясь, диск поглощает значительную часть ударных нагрузок). Главные минусы: большая масса, невысокая коррозионная стойкость, ограниченные возможности при разработке дизайна диска.

Легкосплавные диски изготавливаются из алюминиевых и магниевых сплавов методом литья или ковки. По многим характеристикам они намного лучше стальных. Главное назначение легкосплавного диска — снижение массы колеса, так как уменьшение веса неподрессоренных элементов подвески, к которым относятся и колеса, повышает безопасность вождения, улучшает плавность хода, снижает износ деталей. При правильной балансировке наличие литых дисков на автомобиле практически полностью исключает возникновение неприятных и опасных вибраций.

Литые легкосплавные диски обладают зернистой внутренней структурой металла. Это свойство является их основным минусом. При продолжительной эксплуатации автомобиля на ухабистых дорогах в металле диска начинается процесс накопления опасных микротрещин, невидимых невооруженным глазом. Рано или поздно эти микротрещины дают о себе знать. От сильных ударов литые диски попросту раскалываются. Главные недостатки литых дисков — высокая хрупкость и необходимость защитного покрытия поверхности диска (так как без покрытия диски покрываются оксидной пленкой и быстро теряют товарный вид).

Литые алюминиевые диски, по сравнению со стальными, имеют бесспорное преимущество — меньшую массу. Масса литого колеса из алюминиевых сплавов меньше аналогичного стального на 20–30 %, что для диска размером 5,5 х 13 составляет около одного килограмма. Исключением могут быть диски низкого качества неизвестных производителей — масса таких дисков практически не отличается от массы стальных.

Из автомобильной теории известно, что уменьшение массы колеса способствует более легкому его вращению, что положительно сказывается на моменте инерции при разгоне или торможении автомобиля. Также применение легких сплавов позволяет изготовить диски самой разнообразной формы и внешнего вида. Кроме эстетической стороны, это способствует качественному охлаждению тормозных элементов.

Алюминиевые диски обладают хорошей антикоррозионной стойкостью, вследствие способности алюминия образовывать прочную защитную пленку на поверхности изделия. Она препятствует разрушению диска, однако сильно ухудшает товарный вид. Поэтому алюминиевые диски необходимо окрашивать. Для этих целей современные производители применяют многослойные лакокрасочные покрытия, характеризующиеся высокой прочностью. Основной недостаток таких дисков — это отсутствие возможности их восстановления после деформации. Причем если всемирно известным производителям автомобильных дисков удалось уйти от таких проблем, как появление микротрещин или разрушение диска при ударе, то в случае смятия диска он все равно становится непригодным для дальнейшего использования.

В целом, литые алюминиевые диски имеют огромный разброс, как по техническим характеристикам, так и по своей стоимости. Диски, изготовленные известными западными производителями, отличаются наиболее оптимальной сбалансированностью сплавов, обеспечивающей высокую ударную прочность и низкую массу диска, но вместе с тем и его высокую стоимость. Такие свойства не характерны для изделий турецких и китайских производителей, однако невысокая стоимость продукции позволяет им прочно удерживать лидирующие позиции на рынке автомобильных товаров.

Литые магниевые диски обладают всеми основными достоинствами литых алюминиевых дисков, но даже в большей степени. Но при этом они не нашли широкого применения в силу своей низкой коррозионной стойкости. Повышенные требования к защите магниевых дисков от воздействия окружающей среды приводят к тому, что их приходится покрывать специальными лаками и красками, стойкими к влиянию внешних факторов. Однако это неизбежно увеличивает их стоимость. Кроме того, применение для крепления балансировочных грузов стальных пружин приводит к возникновению электрохимической пары «магний-сталь», что способствует ускоренному разрушению тела диска.

 

штампованные стальные диски Легкосплавные диски

На сегодняшний день наиболее распространены
штампованные стальные диски

Легкосплавные диски изготавливаются
из алюминиевых и магниевых сплавов



Кованые легкосплавные диски изготавливаются методом горячей штамповки из магниевых или алюминиевых сплавов с последующей механической и термообработкой. Металл таких дисков имеет многослойную волокнистую структуру и поэтому чрезвычайно прочен. Кроме того, они в полтора-два раза легче, чем стальные. Кованые диски выдерживают сильнейшие удары, в исключительных случаях они не лопаются, как литые, а гнутся без образования трещин. Безусловно, это намного безопаснее.

Теоретически смять кованый диск возможно, однако скорее разрушатся элементы подвески автомобиля, чем сомнется край кованого диска. Достоинствами таких дисков являются низкая масса, высокая прочность и жесткость конструкции, антикоррозионная стойкость, а недостатками — высокая стоимость и ограниченные возможности дизайна. Если легкосплавные диски расположить по возрастанию технических параметров, то ряд будет выглядеть так:

  • литые магниевые диски — легкие по весу, однако капризные, так как быстро растрескиваются;
  • литые алюминиевые диски — имеют оптимальное соотношение качеств;
  • кованые алюминиевые диски — легкие и прочные;
  • кованые магниевые диски — легкие и сверхпрочные.

Но не всегда при покупке автомобильных дисков первостепенное значение имеют их технические характеристики. Зачастую для автовладельца определяющим фактором является внешний вид колеса и автомобиля в целом. Профессионалы советуют сразу отбросить крайности, приобретая магниевые диски. Как кованые, так и литые магниевые диски — это большая редкость на прилавках отечественных магазинов. Как правило, их делают только под заказ для спортивных автомобилей, участвующих в соревнованиях. Цена магниевых дисков может составлять до 5 000 долларов за комплект.

Как же отличить литой диск от кованого? Внешне найти разницу между современным литым и кованым автомобильным диском очень непросто. Безошибочным вариантом является только сравнение массы дисков – независимо от размера кованый диск легче стального в полтора и даже в два раза, а литой — только на треть. Однако обзор рынка показывает, что некоторые литые диски оказываются тяжелее штампованных стальных. Поэтому если потенциальному покупателю важен не только внешний вид автомобиля, за покупкой лучше всего идти, предварительно узнав массу штатного диска своего авто.

Параметры дисков

Параметры дисков


Практически на каждом автомобильном диске есть специальная маркировка. Если она имеется, то разобраться во всей необходимой информации, которая определит степень соответствия диска конкретному автомобилю, не составит большого труда. Однако перед самостоятельным подбором автомобильных дисков рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля. В нем обязательно найдутся обязательные и рекомендуемые производителем транспортного средства параметры.

Параметр D (измеряется в дюймах) — диаметр кольцевой части обода диска, на которую опирается автошина. Еще его называют посадочным диаметром.

Параметр В (измеряется в дюймах) — расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса. От него напрямую зависит возможная ширина профиля устанавливаемых автошин. Допустимым является отклонение 0,5–1 дюйм, но для низкопрофильных автошин такое отклонение должно быть минимальным.

Параметр ЕТ (измеряется в миллиметрах) — расстояние от плоскости диска, которая прилегает к ступице, до плоскости, которая проходит через ось середины ширины обода диска. Этот параметр определяет, насколько глубоко диск утоплен в арку автомобиля. Его еще называют вылетом (выносом) диска. Допустимым является отклонение в пределах 5 мм. При больших же отступлениях обязательна примерка дисков, поскольку диск может упираться в подкрылки, детали подвески или элементы тормозной системы автомобиля. Кроме того, установка колес с вылетом меньше предусмотренного приведет к значительному снижению устойчивости автомобиля, повышенной чувствительности рулевого управления и неравномерности распределения тормозных усилий.

Параметр HUMP (измеряется в миллиметрах) — расстояние между кольцевыми выступами, которые служат для дополнительной фиксации бортов бескамерных автошин при монтаже.

Параметр DIA (измеряется в миллиметрах) — диаметр центрального отверстия. Его величина должна соответствовать величине диаметра центрирующего выступа, расположенного на ступице автомобиля. Отклонение диаметра допускается только в сторону увеличения. В таком случае необходима установка специальных переходных центровочных колец. Некоторые отечественные «умельцы» умудряются устанавливать на автомобили легкосплавные диски с меньшим, чем стандартное, значением DIA, рассверливая центральное отверстие диска. Такая модернизация может привести к негативным последствиям вследствие изменения структуры металла диска.

золотое правило выбора ширины обода

Параметр PCD (имеет измерение шт/мм) означает количество отверстий для крепежа и диаметр окружности центров отверстий. Именно эта величина колесного диска должна абсолютно соответствовать заявленным производителем автомобиля значениям. При ее изменении будет невозможно надежно зафиксировать колесо на ступице автомобиля. Отклонение даже в 1 мм приведет к перекосу колес и деталей крепления.

Правильный размер

Соотношение «шина — обод»

В это соотношение входят два параметра — ширина обода и монтажный диаметр. На подавляющее большинство современных легковых автомобилей устанавливают диски диаметром 13–17 дюймов. В последнее время наблюдается тенденция увеличения монтажного диаметра. На автомобили, для которых стандартными являются 13-дюймовые диски, часто устанавливают 14и даже 15-дюймовые диски. Такая тенденция объясняется стремлением автовладельцев применять автошины низких и сверхнизких серий, так как их ездовые характеристики лучше, чем у высокопрофильных шин. Но при неизменном диаметре колеса, чем ниже профиль шины, тем больше в колесе металла и, соответственно, меньше резины.

Использование стальных дисков с увеличенным монтажным диаметром нецелесообразно — от этого увеличивается общая масса колеса. А вот использование легкосплавных дисков позволит увеличить монтажный диаметр, не утяжеляя колесо. На спортивных версиях серийных автомобилей устанавливаются тормозные элементы большего размера, поэтому и диски должны быть больше монтажного диаметра, так как детали тормозной системы будут упираться в обод диска.

Существует золотое правило выбора ширины обода — она должна быть на 25% меньшей, чем ширина профиля шины.

Например, для подбора ширины диска под автошину размером 185/60 R14 необходимо перевести значение ширины профиля шины из миллиметров в дюймы. Для этого необходимо 185разделить на 25,4 (количество миллиметров в одном дюйме). В дюймах это получится — 7,68. От этой величины необходимо отнять 25 % и округлить полученное число до стандартного значения. То есть формула пересчета будет выглядеть следующим образом: 185/25,4 25 % = 5,46.

Таким образом, для автопокрышки размером 185/60 R14 необходимо использовать диск шириной 5,5 дюйма. Допустимое отклонение ширины диска от стандартного составляет 0,5–1 дюйм для дисков с диаметром до 15 дюймов и 1–1,5 дюйма для дисков с диаметром свыше 15 дюймов.

Подбор дисков

Конечно, лучше всего подобрать диск точно под шину. Использование как слишком узких, так и слишком широких дисков нежелательно — нарушается проектный профиль шины. Ее боковины или сжаты закраинами обода, или растянуты на нем. Вследствие этого нарушаются ездовые характеристики шины: уменьшается ее боковая жесткость, сопротивление уводу, ухудшается реакция на поворот и т. п. Также изменение размеров и формы пятна контакта шины с дорожным покрытием значительно увеличивает риск аквапланирования, что в дождливую погоду может привести к серьезным последствиям.

Соотношение «автомобиль — колесо»

Как уже упоминалось, на конкретной модели автомобиля необходимо использовать только те диски, значение PCD которых определено заводом-изготовителем транспортного средства. Например, на ступицу автомобиля с PCD 4 х 98 часто устанавливают диски со значением PCD 4 х1 00. Вроде бы и разница незначительная — лишь в 2 мм, однако в таком случае только один болт (или гайка) из четырех будет затянут полностью. Остальные же отверстия потеряют центровку, и крепеж будет либо недотянут, либо затянут с перекосом, так как посадка диска на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет сильно вибрировать, а затянутые резьбовые элементы будут самопроизвольно откручиваться.

Как правило, штатные колеса автомобиля имеют центральное отверстие, точно подогнанное к оси ступицы. На заводах автопроизводителей колеса центрируют именно по этому отверстию — его диаметр называется посадочным. Но при покупке дисков в магазине часто оказывается, что центральное отверстие диска несколько больше стандартного. Удивляться не стоит — большинство производителей изготавливают диски с центральным отверстием заведомо увеличенного диаметра и комплектуют диск набором переходных колец. Это позволяет устанавливать его на различные модели автомобилей. В таком случае колеса центрируют по значению PCD.

Вылет колеса

Вылет колесаCуществует три типа вылета колеса — нулевой, положительный (ступица диска выступает наружу относительно серединной оси обода) и отрицательный (ступица диска утоплена внутрь относительно серединной оси обода).

Каждая модель автомобиля имеет стандартное значение вылета диска. Этим обеспечивается оптимальная управляемость и устойчивость автомобиля, а также наиболее низкая нагрузка на подшипники ступиц. Немецкие автопроизводители обозначают вылет как ET, французские — как Deport, англоязычные производители — как Offset.

Установка колес с нештатным вылетом диска нежелательна: уменьшение вылета резко увеличивает нагрузки на подшипники ступиц и подвеску в целом, а увеличение приводит к возникновению нежелательных трений диска об элементы подвески или тормозной системы.

Стоит помнить, что производители автомобилей тщательно рассчитывают элементы крепления колес, подвески, тормозной системы и другие параметры под определенные типы колесного диска. Поэтому изменение параметров колесного диска автовладелец выполняет на свой страх и риск.

Цветовая палитра

Для того чтобы привлечь внимание покупателей, разработчики автодисков идут на различные эксперименты, которые нередко получают большой успех. Использование различных оттенков и вариантов покрытий — лишь небольшая часть дизайнерских решений для повышения потребительского спроса.

Одним из таких дизайнерских изобретений стали хромированные диски. Хромированные поверхности со своим неповторимым зеркальным и сверкающим серебряным блеском уже не один год удерживают лидирующие позиции среди модных тенденций. По прогнозам экспертов, популярность хромированных дисков в ближайшие годы будет возрастать.

Хромированные поверхности

Хромированные поверхности удерживают
лидирующие позиции среди модных тенденций


Зеркально-блестящий эффект этих дисков обеспечивается за счет специальной технологии обработки. Хром наносится на отполированную металлическую поверхность диффузионным или гальваническим способом, что существенно повышает степень износостойкости дисков. Это несомненный плюс, ведь даже при ударах покрытие не деформируется.

Одной из возможных идей является также окрашивание дисков. Палитра цветов разнообразна: применяются как сочетания нескольких цветов, их комбинирование, так и нанесение специальных цветных вставок на диски. С помощью правильно подобранных цветов, автомобиль будет выглядеть стильно и оригинально.

В заключение стоит напомнить, что модные тенденции периодически меняются, но мода на качество и безопасность — постоянна.



Читайте также

TPMS открывает новые возможности

В связи с введением европейским парламентом директивы о безопасной эксплуатации автотранспортных средств, возникает все больше вопросов о TPMS

Рождение шиноремонтных материалов

Мало кто знает, как производятся шиноремонтные материалы Ferdus, чем примечателен маленький чешский городок Злин и как местному жителю удалось сделать прорыв в области ремонта шин