Учиться никогда не поздно

Подготовка специалистовПодготовка специалистов для шиноремонтных центров является делом добровольным, основывающимся на мотивации персонала достичь в этой области того или иного уровня мастерства. Желание учиться, улучшать и совершенствовать мастерство напрямую зависит от поставленных целей. Поэтому сегодня распространенным явлением стало проведение обучающих курсов, которые посещают как новые сотрудники шиноремонтных фирм, так и сами владельцы таких фирм. В большинстве европейских государств организация и проведение учебных курсов — практика не новая. Производители и поставщики шин, шиноремонтных материалов и оборудования регулярно организовывают учебные семинары и тренинги для подготовки специалистов в области шиноремонта.

В Украине уже существует подобная школа, но в этом материале основами организации обучения поделятся наши чешские коллеги.

В последние годы довольно частой стала практика обучения, когда опытные мастера делятся секретами с начинающими шиноремонтниками. Владелец или руководитель шиноремонтной фирмы направляет новичков к старшим коллегам, чтобы те обучили начинающих премудростям ремесла в процессе работы.

Обучение специалистов для шиноремонтных центровТактика, на первый взгляд, неплохая. Но здесь следует оговориться, что не все премудрости «старших» одинаково хороши. Мастер с опытом может вовсе не владеть или же владеть поверхностно определенными технологическими процессами, а в некоторых вопросах может руководствоваться принципом «все так делают», хотя в инструкциях написано совсем другое. В таких случаях обучение может оказаться не совсем эффективным.

Производители, поставщики шин и материалов для их ремонта владеют всей нужной информацией о правильных и новых технологиях. То же можно сказать и о производителях и поставщиках шиноремонтного оборудования, которые могут предоставить всю необходимую информацию о последних разработках в этой области.


Виды обучения

Поставщики сервисного оборудования и расходных материалов предлагают различные виды обучения (в соответствии с той или иной производственной деятельностью). Например, обучение правильному монтажу/демонтажу шин, балансировке полностью собранных колес и так далее.

Обучение делится на две основные группы: обслуживание шин легковых малотоннажных машин и обслуживание шин грузовых машин (сюда можно включить обслуживание шин для сельскохозяйственной и промышленной техники). Стоит выделить такой вид обучения, как шиноремонт.

Как правило, обучение также делится на два типа: базовая подготовка молодых специалистов и повышение квалификации мастеров с уже имеющимся практическим опытом работы.

Перечисленные виды обучения могут проводиться как в учебном центре компаниипроизводителя, так и в помещении заинтересованного лица. Как вариант обучение персонала также может проводиться по территориальному принципу — на мощностях одного из конечных заказчиков такого обучения.

Обучение персонала шиноремонтных фирм обслуживанию шин легковых автомобилей

Исходя из того, что фирм, специализирующихся на ремонте шин легковых автомобилей, больше, чем фирм, специализирующихся на ремонте шин грузовых автомобилей, соответственно и персонала для этих фирм нужно больше.

Программа обучения состоит из теоретической части, в которой с помощью аудиои видеотехники демонстрируется рабочий процесс обслуживания легковых шин с указанием различных специальных мер, которые должны предотвратить возможное повреждение дисков, покрышек и т. д. Например, очень подробно показывается процесс монтажа/демонтажа шин, чтобы предотвратить их возможные повреждения при перемещении через край диска. Особое внимание уделяется использованию смазочных материалов, которые облегчают как снятие, так и установку проблемных шин, особенно с низким профилем или шин типа runflat (обеспечивающих продолжение поездки при наличии прокола).

Обучение обслуживания шин легковых авто

Также важной является правильная установка вентиля в его исходное положение (при снятии и установке шины) во избежание возможного механического повреждения датчика контроля давления в шине, который крепится к вентилю.

Еще одной немаловажной частью обучения является правильная балансировка собранных колес. В связи с тенденциями последних лет, когда колеса становятся большими по размеру и более тяжелыми по весу, очень важно правильно отцентрировать и правильно зажать вал балансира. В этой части процесса обучения показываются приспособления, которые фактически имитируют фиксацию колеса на транспортном средстве (фиксация колес с помощью шпилек).

После балансировки колес рабочий процесс переходит к обработке контактной поверхности на ступицах, дисках и крепежных винтах транспортного средства, находящегося на подъемнике. Чистота винтов играет важную роль при затягивании и при контроле правильности их затяжки с помощью динамометрического ключа. Далее теоретическая часть обучения плавно переходит в практическую часть, в которой каждая рабочая процедура выполняется под руководством опытного специалиста.

Обучение персонала шиноремонтных фирм обслуживанию шин грузовых автомобилей

Как уже говорилось, потребность в таком персонале не так велика, как в персонале для обслуживания легковых шин, ведь грузовых шиноремонтных центров намного меньше, чем легковых. Также принято считать, что технологически обслуживание грузовых шин несколько проще обслуживания легковых. Но это мнение обманчиво.

Как и при подготовке персонала для работы с легковыми шинами, сначала персонал получает теоретические знания, а потом — практические. Упор делается на правильном и безопасном подъеме грузовых автомобилей и на правильном монтаже/демонтаже покрышек.Обучение обслуживание шин грузовых авто

Как и у легковых шин, у грузовых в последние годы наблюдается тенденция к установке низкопрофильных шин, монтаж/демонтаж которых может быть проблематичным. Здесь используют специальные монтажные пасты или жидкости. После балансировки колеса проводится обработка контактных поверхностей на ступице и диске, а также механическая очистка и смазка винтов перед их затяжкой.

На соблюдении правил безопасности при работе с грузовыми шинами делается основной акцент при обучении. Особенно, когда речь идет о подъеме машин весом в несколько десятков тонн, накачке шин до давления в девять бар и правильности установки колес на оси транспортных средств. Кроме того, процесс обучения может усложняться потребностью персонала грузовых шиноремонтных фирм в обслуживании сельскохозяйственных или промышленных шин. Как и в случае подготовки персонала для обслуживания легковых шин, теоретическая часть обучения плавно переходит в практическую, когда каждый процесс выполняется под руководством опытного специалиста.

Обучение персонала ремонту шин

Ремонт поврежденных шин всех размеров является одной из наиболее частых услуг, предоставляемых шиноремонтными фирмами. Поэтому очень важно, чтобы персонал, особенно молодой, получил достаточную базовую подготовку в проведении шиноремонта.

В теоретической части персонал знакомится с основами ремонта шин посредством горячей и холодной вулканизации.

Подробно рассматривается характер и форма повреждения на шине, подготовка поверхности в месте повреждения для ее вулканизации холодным или же горячим способом.

Также будущие специалисты учатся оценивать ремонтопригодность шин, исходя из характера и формы повреждений, имеющихся на ней. Такая оценка очень важна, так как она позволяет решить, имеет смысл ремонтировать шину или нет. Хорошим подспорьем здесь будут специальные таблицы, позволяющие быстро и эффективно определять ремонтопригодность шины, с которыми каждый обучающийся должен научиться быстро и результативно работать.

В теоретической части тренинга обучающихся также знакомят с шиноремонтным оборудованием и с теоретическими основами работы на нем.

В практической части каждая операция, связанная с ремонтом, выполняется на учебных покрышках, на которых имитируются все основные виды повреждений, которые возможны на легковых и грузовых шинах.

На основе базового обучение также можно проводить и обучение персонала, уже имеющего опыт работы. Для этого из учебной программы нужно лишь удалить всю базовую информацию, уже известную персоналу, имеющему опыт работы.

Персоналу с опытом работы будет интересно узнать о новых материалах для ремонта и новых технологических процессах. При этом теоретическая часть должна быть короче практической.

Повышение квалификации персонала может быть и специализированным. Например, изучение только ремонта грузовых шин или же только ремонта сельскохозяйственных шин.

Интересными будут и дискуссии между участниками тренинга и преподавателем. В процессе дискуссии возможен дополнительный обмен знаниями и опытом по ремонту и обслуживанию шин.

Обучение работе с системами TPMS

Отдельным типом обучения является обучение персонала работе с системами TPMS, которые устанавливают на легковых автомобилях для мониторинга давления воздуха в шинах. Системы TPMS не являются новинкой, так как устанавливаются на легковых автомобилях уже почти десять лет. В своем большинстве они связаны с системами безопасности или же с шинами, имеющими функцию доезда при их повреждении (runflat). Некоторые концепции шин (Michelin PAX BSR Bridgestone) требуют постоянного контроля давления. Автомобили, укомплектованные шинами типа runflat, должны быть обязательно укомплектованы системой контроля давления в шинах (она устанавливается при заводской комплектации автомобиля).

Системы делятся на прямые (контролирующие давление и температуру в колесах с помощью датчика,установленного или напрямую связанного с вентилем камеры) и непрямые (работающие через датчики ABS).

Сегодня используются оба вида TPMS, но большее распространение получили прямые системы. Начиная с 2014 года, системы TPMS больше не будут связываться только с шинами runflat, так как с этого года они будут в обязательном порядке устанавливаться на колеса всех новых легковых автомобилей. Таким образом, возникает необходимость в новом типе обучения — обслуживанию прямых систем мониторинга давления воздуха в шинах.

В теоретической части обучения, участники тренинга знакомятся с законодательством, регулирующим установку TPMS, замену датчиков, их программирование и диагностику, а также с процессом монтажа/демонтажа шины с TPMS. Затем теоретическая часть обучения переходит в практическую, где все рабочие процессы, связанные с TPMS, выполняются под непосредственным руководством опытного специалиста.

Полученный эффект от обучения

Непосредственным результатом обучения должны стать теоретические и практические знания, которые окажутся полезными в дальнейшей работе персонала. Если курс обучения прошел новичок, желательно, чтобы на месте работы у него были все возможности для практического применения полученных знаний. Если курс обучения прошел работник шиноремонта, имеющий опыт работы, желательно чтобы свой практический опыт он дополнил новыми теоретическими познаниями, полезными в его работе.

Кроме того, теоретическую и практическую части обучения можно дополнить презентациями продукта, различными тестами, квалификационными конкурсами, состязаниями, викторинами, факультативными программами и т. д. Однако всегда результатом любого тренинга должно быть повышение квалификации работников шиноремонтных фирм, и следовательно, улучшение качества услуг, предоставляемых конечным потребителям.

Ярослав Прокоп



Читайте также

Ремонт повреждений боковой части грузовой шины R22,5 с помощью материалов TAP RAP

TAP RAP – единственная в мире технология, позволяющая отремонтировать самые сложные повреждения грузовых шин и шин OTR.

Ремонт повреждений ходовой части радиальной КГШ 26,5 R25 с помощью материалов TAP RAP

Наше издание уже показывало в общих чертах пример ремонта крупногабаритной шины. В этом материале детальнее рассмотрим процедуру ремонта ходовой части КГШ 26,5 R25

Правильная технология для истинных вулканизаторщиков

Когда эта технология демонстрируется впервые, возникает много вопросов. Ибо это первая технология ремонта для грузовых шин и КГШ, которая отличается от традиционных технологий.