Шинные тесты: доверяй, но проверяй?

Сегодня интернет и страницы различных специализированных изданий пестрят обилием разнообразных шинных тестов. Полагаясь на мнение авторитетного издания или автоклуба, автолюбители надеются выбрать наиболее безопасные и качественные шины для своего автомобиля. Порой сравнительные или испытательные тесты становятся для них основным ориентиром. Только вот потом, бывает, удивляются, как же так получилось, что малоизвестная шина, которая ранее стояла на автомобиле, вела себя на дороге намного лучше, чем теперешний именитый, и зачастую недешевый, победитель авторитетных тестов. Можно ли полностью доверять результатам автомобильных тестов? И как не оказаться в ситуации, когда купленная вами модель, показавшая ошеломительные результаты в ходе проведения тестов, окажется не такой уж хорошей на дороге.

Тест – мероприятие субъективное

Вы никогда не задумывались над тем, почему резина, заслужившая миллионы положительных отзывов автолюбителей и являющаяся безусловным лидером продаж в отдельно взятом регионе или даже государстве, не числится в лидерах по результатам различных авторитетных тестов в первый год, а появляется там уже по факту, на второй-третий год своего присутствия на рынке? Почему так, а не наоборот?

Результаты опроса По мнению экспертов, имеющих отношение к тестированию шин, любой тест – субъективен, и на его результат, помимо индивидуального восприятия происходящего тем, кто проводит тестирование, влияет еще множество факторов. Поэтому полагаться на тесты, которые публикуют на виртуальных веб-порталах или в известных автомобильных журналах, на сто процентов все же не стоит. Результаты тестов читать можно и даже нужно, но не стоит слепо доверять всему написанному.

Почему результаты тестов всегда субъективны? Причин много, и главная из них – то, с чего, собственно, и начинается любой тест – выбор шин для сравнения характеристик. Если из двух сотен разных моделей шин, которые продаются на рынке, тестируются (сравниваются между собой) всего полтора-два десятка, то вы можете посчитать репрезентативность такой выборки. Кроме того, шины тестируются по целой линейке параметров, каждый из которых имеет определенное значение для выведения конечной оценки. Линейка параметров и даже методика испытаний может быть пересмотрена в любую сторону автором или заказчиком теста, чтобы нужные шины выглядели максимально выигрышно по сравнению с другими моделями.

Таким образом, даже предполагая абсолютную достоверность и прозрачность результатов испытаний, необходимо констатировать, что субъективные предпочтения автора или заказчика теста, тем не менее, имеют очень серьезное влияние на его результат. Поэтому ценность и объективность тестов, сделанных по заказу или за деньги того или иного производителя шин – крайне сомнительна, а реальный заказчик или спонсор чаще всего не публикуется. А ведь любой тест шин включает в себя достаточно много испытаний и обходится в немалые суммы. Просто спросите себя, кто платит за все эти тесты и зачем?

Следует заметить, что речь тут идет не только и не столько о банальной джинсе (скрытой рекламе), то есть подтасовке результатов под конкретную шину. Речь идет о том, что организаторы и исполнители всех тестов – живые люди, имеющие собственные вкусы и предпочтения, а также индивидуальные условия эксплуатации автомобиля. И не факт, что все это подойдет именно вам.

К примеру, часто авторезину проверяют на прочность на автодромах. И если она не выдерживает тех или иных испытаний, лидирующие позиции в результатах теста ей не светят. Однако редкий автомобилист будет участвовать в стритрейсинге. В итоге непопулярный среди специалистов бренд занимает лидирующие позиции по продажам в том или ином регионе.

Кому верить?

Боб Эйбрем, эксперт шинной индустрии, работавший, в том числе, в американском отделении Yokohama, рассказал о том, как проводят свои шинные тесты производители и независимые организации, а также о том, стоит ли верить отзывам в интернете.

Комментарий Анджея Русина, генерального директора Goodyear Dunlop Tires UkraineПроизводители шин известны своей скрытностью во всем, что касается методик, процедур и данных их собственных шинных испытаний. Впрочем, помимо самих компаний тесты регулярно проводятся и третьими сторонами, в том числе организациями, защищающими интересы потребителей, такими как американская компания Consumers Union, публикующая результаты в своем журнале Consumers Reports. Кроме этого, свои тесты проводят дистрибьюторы, такие как компания Tire Rack, владеющая не только складскими помещениями, но и своим собственным испытательным полигоном, а также многочисленными журналами по всему миру. Ритейлерские сайты и автомобильные форумы переполнены результатами тестов в реальном мире в виде отзывов самих пользователей.

Получается, что информации о шинах можно собрать действительно много, но как отделить зерна от плевел и понять, что действительно имеет значение. О своем мнении на этот счет в статье Modern Tire Dealer рассказал эксперт Боб Эйбрем, который по собственному опыту знает, как проводят тесты производители и третьи стороны, а также как пишутся различные журнальные статьи и отзывы интернет-пользователей.

Тесты производителей

Все мы видели эти таблицы со значениями, заявленными производителями – шины под брендом «A» остановились на 6 метров раньше, чем шины под брендом «B», а шины под брендом «C» могут проехать на 25 тысяч километров больше, чем шины под брендом «D». Компании прекрасно умеют рассказать, как именно у них получилось обеспечить дополнительный пробег или увеличенный уровень сцепления. «Супертетраэдральные ламели» и «интергалактический протокомпаунд» звучит очень внушительно и часто даже правдоподобно, но все это вряд ли объясняет то, как у производителей получилось осуществить все эти инженерные подвиги.

Многие дилеры не очень-то верят заявлениям производителей по поводу характеристик их покрышек. Но хотя они и правы в том, что с большой осторожностью принимают результаты тестов самих компаний, по большей части они делают это не совсем оправданно.

Испытания, результаты которых приводятся в рекламных материалах, очень часто являются тестами, проводимыми во время разработок нового продукта на одном из этапов его создания. Производители подбирают для сравнения несколько шин, которые считаются конкурирующими моделями, и устанавливают целевые значения для многочисленных параметров – эффективности торможения, ходимости, сопротивления качению, комфорта, шума и т. д. В процессе тестирования прототипы совершенствуются, характеристики становятся все выше, пока разработчики не остаются довольны конечным продуктом. В этот момент очень часто проводятся последние сравнительные испытания, чтобы получить конечные результаты в количественном выражении. Если в какой-то из дисциплин шины выступают особенно успешно, информация об этом может появиться в рекламной брошюре.

Хотя стоит ожидать, что производитель «A» приложит все усилия для того, чтобы продемонстрировать результаты своих тестов дилерам и потребителям, сами испытания проводятся с целью создания продукта, который по своим характеристикам соответствует намеченному уровню, а не для получения вымышленного доказательства инженерного превосходства. Гораздо больше смысла в том, чтобы убрать точные и поэтому легко проверяемые данные из рекламных материалов, чем фабриковать их ради эффектности. Теперь, когда есть уверенность в точности данных, все еще остается сложность, заключающаяся в том, чтобы понять, что именно тестировалось, и как интерпретировать результаты этих тестов.

Если производитель «A» публикует результаты тестов своих шин, он обычно указывает размер или размеры протестированных покрышек, конкурировавший продукт и иногда автомобиль, использовавшийся для испытаний. Все это очень важные аспекты, но остаются еще пробелы, которые необходимо заполнить.

Большинство линеек включает в себя 20 или более типоразмеров. Если взять какой-нибудь один размер – 215/50 R16, к примеру, так вероятно ли, что Subaru Forester поведет себя так же, как Chevy Malibu или VW Passat, когда все они будут оснащены шинами одинакового размера? Возможно, но, скорее всего, они все же будут вести себя по-разному, что будет зависеть от множества факторов, таких как подвеска, двигатель, вес и т. д.

А в линейке есть и другие размеры. Будут ли результаты шин размера 215/60 R16 такими же, как у шин размера 195/60 R15 или 225/60 R18? Может быть, но даже если и так, спектр автомобилей, на которые их можно монтировать станет существенно шире. Очень маловероятно, что Chrysler 300 (225/60 R18), Nissan Altima (215/60 R16) и Ford Fiesta (195/60 R16) покажут одинаковые результаты в тестах.

Опять же, ограничение сценария до одного размера не призвано обмануть потребителя, и причина здесь на самом деле в экономии средств и времени. Представьте себе, сколько времени необходимо для того, чтобы протестировать шины в сорока типоразмерах на эффективность торможения, боковое сцепление, сопротивление качению и уровень шума. На это уйдет вечность. К тому времени как испытания завершатся, продукт может уже устареть. Производители часто выбирают типоразмеры для тестов в зависимости от их популярности в целевом сегменте, чтобы получить максимальную отдачу от вложенных средств и данные, существенные для большего количества водителей.

Гарантийный пробег и ресурсные испытания являются горячо обсуждаемой темой и часто объектом критики со стороны дилеров и потребителей, так как ходимость часто рассматривается как самый важный фактор для покупателей шин многих сегментов.

Тестируя свои шины, многие производители выбирают смешанную методику, то есть используют и дорожные испытания, и алгоритмыРесурсные испытания – это чрезвычайно сложная задача для шинных производителей. Ничто другое не требует столько времени, и нигде нет такого количества переменных. Надо принять в расчет, что шина может попасть в любое место страны, что существует множество дорожных условий – асфальт, гравий, грязь или бетон, ровные или усыпанные выбоинами покрытия. Не стоит забывать про отличия эксплуатации шин в гористой местности или долинах и т. д. Наконец, следует помнить о различных стилях вождения – агрессивном или аккуратном, о режимах использования – городском, загородном и т. д.

Тестируя свои шины, многие производители выбирают смешанную методику, то есть используют и дорожные испытания, и алгоритмы. Тесты типичного образца на дистанции 80 000 миль требуют много времени и средств. Составить дорожный маршрут для испытаний шин почти так же важно, как сами шины. Если маршрут будет слишком легким, в реальном мире можно получить отрицательные результаты. Если же маршрут слишком сложный, шины не смогут продемонстрировать показатель, которого от них ждет покупатель. Некоторые компании используют маршруты, созданные автопроизводителями для тестов своих новых моделей; другие разрабатывают свои собственные, чтобы их сложность соответствовала требуемому уровню.

Когда маршрут распланирован, начинается собственно тест. Чем больше дистанция, преодоленная во время испытаний, тем лучше алгоритм сможет предсказывать действительный ресурс покрышек. Дистанция 20 000 км на дороге может дать очень хорошие данные для высчитывания потенциала шин в плане ходимости. Дистанция 40 000 км делает точность результатов еще выше. Инженеры измеряют износ шин через установленные интервалы во время дорожных испытаний и загружают данные в компьютер. В конце концов, будет невыгодно проехать на шинах 130 000 км, если программа способна обеспечить приемлемую надежность и точность результатов.

Таким образом, хотя к тестам производителей очень часто относятся со скепсисом, они в определенной степени достойны доверия, если взглянуть на них с нужной перспективы.

Тесты третьей стороны

Многие дилеры предпочитают доверять результатам шинных испытаний, проведенных третьими сторонами, считающимися независимыми. Благодаря тому, что маркетинговая составляющая по большей части уходит на задний план, а методология становится более прозрачной, независимые тесты устраняют два главных негативных свойства испытаний, проводимых производителями. Это всеобщее мнение, впрочем, тоже уязвимо, так как в методике независимых тестов также есть моменты, требующие перспективы.

Тесты Tire Rack пользуются большим авторитетом в шинной индустрии, и даже несмотря на то, что многие независимые дилеры рассматривают их как конкурентов, они все равно считают их публикации важным источником информации. Tire Rack использует всеохватывающую методику, включающую тесты на обычных дорогах, а также на сухом и мокром треке, и дорожные испытания занимают 90 % от всего процесса. При этом Tire Rack осуществила беспрецедентные вложения в свои тесты, построив собственный полигон у своего корпоративного офиса. Их сотрудники даже ежегодно ездят в Швецию, чтобы протестировать шины в зимних условиях.

Какой бы серьезной ни была их методология, Tire Rack также может пасть жертвой ограниченности своих ресурсов, как и производители. BMW 3-Series является автомобилем, используемым в большинстве испытаний, так как он способен энергично проходить короткий трек, и результаты будут существенными для любителей подобных быстрых автомобилей. В то же время характеристики 3-Series, на который устанавливаются шины размера 215/60 R16, очень сильно отличаются от параметров многих других автомобилей, использующих шины этой же размерности. Как минимум на треке заднеприводный BMW ведет себя совсем не так, как переднеприводная Honda Accord, которая была бы намного более подходящим образцом автомобилей, на которые монтируются шины этого размера. Если же размеры и модели шин приближаются к категории UHP, этот момент имеет меньшее значение.

Шинные тесты Consumer Reports очень эффективны в плане того, чтобы заинтересовать покупателя какими-нибудь шинами. Полигон Consumer Reports соответствует самым высоким стандартам, а их методика также охватывает все необходимые аспекты. Они, к примеру, тестируют шины большинства топовых брендов, а также несколько покрышек менее известных марок.

Впрочем, шины, рекомендованные Consumer Reports, далеко не всегда представляют собой хороший выбор для покупателя. Для этого есть сразу несколько причин. У высоко оцененного бренда, к примеру, могли быть недоступны определенные размеры. Часть ответственности, конечно, лежит и на самом покупателе, и на дилере, но можете представить себе разочарование водителя, когда шины, которые он хочет, недоступны в размере для его автомобиля.

Как говорилось ранее, результаты ресурсных испытаний являются самыми сложно воспроизводимыми. Поэтому методика, которую использует Consumer Reports, какая бы продуманная и профессиональная она ни была, может оказаться бесполезной для конечного пользователя. Кроме того, опыт работы в магазине с шинами для всех типов автомобилей, может выявить проблемы с долгосрочной эксплуатацией, о которых не говорится в результатах тестов Consumer Reports.

Рекомендованные ими шины могли обладать самым высоким финальным рейтингом, но если покупателю, к примеру, не требуется сцепление в зимних условиях, эти лучшие шины рекомендовать нельзя. Даже несмотря на то, что Consumer Reports уделяет большое внимание всесторонности своих тестов, их выводы нужно анализировать, чтобы они были полезны потребителю. Дьявол кроется в деталях.

До недавних пор одной из самых объективных и независимых тестовых инстанций Европы считался немецкий автомобильный клуб ADACПроводить действительно независимые тесты шин – задача весьма затратная по времени и финансам, поэтому далеко не все издания и клубы могут организовать их на достойном уровне. До недавних пор одной из самых объективных и независимых тестовых инстанций Европы считался немецкий автомобильный клуб ADAC. Но интервью бывшего пресс-секретаря компании Michelin Яна Кристиана Хеннена для WDR-Servicezeit заставило немецкие СМИ усомниться в объективности тестов ADAC.

После громкого скандала вокруг премии «Желтый ангел» (автомобиль года), когда ADAC был уличен в фальсификациях и подтасовках результатов, вопрос доверия к шинным тестам автомобильного клуба встал ребром, не прошло и пары недель.

В частности, возникли подозрения, что некоторые производители хорошо осведомлены о тестовых процедурах и полигонах клуба ADAC. Кроме того, выбранные для испытаний покрышки закупаются якобы только у «своих», ограниченных автоклубом поставщиков. При таких условиях результаты тестов ADAC вряд ли можно назвать объективными.

Г-н Хеннен, обвиняющий ADAC в необъективности и требующий от клуба максимально дистанцироваться от производителей, несомненно, имеет все основания для подобных заявлений. Сегодня он возглавляет отдел прессы в азиатской шинной компании Westlake и координирует организацию тестов на местном уровне. По его словам, некоторые новые шины закупаются клубом ADAC примерно за год до их появления на рынке, чтобы вовремя попасть на нужный тест и дать производителю возможности вносить корректировки.

Скандал поднялся настолько нешуточный, что повлек за собой не только потерю репутации ADAC, проведение служебных расследований и отставку руководства – немцы начали задумываться о целесообразности членства в ADAC. Вероятнее всего, шинные тесты ADAC вряд ли будут проводиться теперь по устоявшейся «традиционной» методике. После скандала в попытке вернуть утраченную репутацию, возможно, методика шинных тестов изменится и станет по-немецки тщательной и скрупулезной.

Отзывы интернет-пользователей

Хотя они и не являются тестами или их разновидностью, отзывы пользователей действительно могут дать полезную информацию о характеристиках шины с точки зрения одного человека. Очень часто эти мнения неквалифицированные и не имеют никакой научной ценности, но многие дилеры и потребители склонны достаточно сильно доверять онлайн-контенту, особенно если его много.

Хотя популярное мнение – это определенно мощное средство убеждения, важно помнить, что непрофессионал может прийти к неверным выводам по поводу характеристик шин. Онлайн-отзывы часто оставляются в скором времени после покупки, а это может привести к тому, что пользователь будет в полном восторге от новых шин, но только потому, что пересел на них со старых изношенных или плохо отбалансированных покрышек. С другой стороны, водитель, внимательно следящий за расходом топлива, может обвинить новые шины в том, что они понизили эффективность потребления горючего, тогда как на самом деле его старые шины были более экономичными благодаря меньшей глубине протектора. Потребители с нереалистичными ожиданиями, вызванными недостатком знаний о характеристиках шин, могут оставлять несправедливо отрицательные отзывы. В целом, онлайн-отзывы больше, чем какой бы то ни был другой источник информации, требуют самого тщательного анализа, чтобы быть полезными.

В заключение

Тесты – это лишь информационное дополнение, с которым полезно ознакомиться. Но принимать их за чистую монету не стоит. Воспринимая результаты тестирования всего лишь как информацию к размышлению, шанс не поддаться на маркетинговые уловки и выбрать действительно необходимые именно вам качественные шины увеличится.


Информацию подготовила Валерия Циклаури



Читайте также

Зима 2014/2015: обзор новинок

Как обычно, в преддверии зимнего сезона журнал «Шина плюс» собрал последние предложения рынка зимних шин от разных мировых брендов.

Как правильно хранить зимнюю резину?

Мало выбрать правильную резину, нужно не испортить зимний комплект неправильным хранением. Советы по хранению зимних шин летом дают специалисты компании Goodyear

L'Argus: тест бюджетных летних шин размера 175/65 R14

Водителям, которые хотят сэкономить на новых покрышках, производители предлагают шины своих брендов второго эшелона — Uniroyal от Continental, BFGoodrich от Michelin, Fulda от Goodyear и т. д.