Кузьма Скрябин: «В моем автопарке не хватает только автобуса»

Редакция журнала «Шина плюс» в память о хорошем человеке и артисте Кузьме Скрябине публикует интервью, которое было напечатано пять лет назад на страницах нашего издания FLEET.

Кузьма Скрябин: «В моем автопарке не хватает только автобуса»Попадая в километровую пробку, не вписавшись в поворот или прокалывая в дороге колесо, каждый из нас в отчаянии произносит: «Такое могло случиться только со мной!». На самом деле, подобные неудачи не обходят стороной даже самых успешных и знаменитых людей. О самых курьезных ситуациях из своей автомобильной практики в интервью журналу FLEET рассказал певец, телеведущий и просто любитель руля Кузьма Скрябин.

За рулем с десяти лет

– Кузьма, скажите, как давно вы уже за рулем?

– Ой, около 30 лет. Я же всем говорю, что вожу с третьего класса! И это – почти правда. Когда мне было десять лет, мой дядя Славик, водитель от Бога, учил меня ездить на своем огромном грузовике. Он сажал меня на колени, убирал руки с руля и время от времени напоминал мне переключать передачи. К тому времени я уже их знал. А сам я впервые сел за руль автомобиля в восьмом классе. Это был старый «Москвич 402» того же дяди. Но самым серьезным опытом, опять-таки без прав, была мусорная машина в армии. Мы с тремя приятелями дожидались, пока алкоголик дядя Коля, водитель агрегата, отойдет «заправиться», и по очереди рассекали на ней по территории. Был даже такой случай. Как-то вечерком я учился ездить, не включая фар, и немного «подрихтовал» армейскую котельную. Естественно, нас никто не засек, и мы продолжали свои уроки в дальнейшем.

– А какую машину вы «оседлали» первой после получения прав?

– Папину «Волгу 21». Сам папа боялся на ней ездить, потому что коробка передач была на руле. С покупкой этой «тачки» связана интересная история. Наша семья всю жизнь собирала деньги на машину. Мы с отцом поехали за ней в Тернополь. Но при покупке нас банально «кинули». Нам ее расхвалили, мы отдали деньги, сели и покатили домой. Но пока мы доехали до Львова, от машины отпали все жизненно важные детали. Папа проломил ногами гнилой пол, и возле милиции мы буквально тормозили сандалетами, потому что отлетели еще и тормоза. Тогда мы плохо разбирались в машинах и не смогли достойно ее проверить.

После «Победы» мне и танк нипочем

– А какой была ваша первая собственная машина?

Кузьма Скрябин: «Я сменил более двадцати автомобилей»– Это была «Победа» 1953 года выпуска. Я купил ее у одного сомнительного львовского художника за 200 баксов, которые взял в долг. Когда вспоминаю эту тачку, у меня мохер поднимается на руках. Одни только двери «Победы» весили как целый автомобиль «Таврия» с четырьмя особями на борту. Заднее окошко по размеру было как зеркальце для бритья, которое входило в комплект бритвы «Харьков». Через него не было видно ничего как из салона, так и с улицы. Сидения были сделаны на заказ какого-то партийного босса из кожи свиноматки, и приятным холодом завершали перечень всех плюсов. Человек, управляющий таким агрегатом, своей безопасностью обязан только остальным водителям, ломающим голову над тем, как счастливо разминуться с «Победой» на дороге.

– Как же вы управлялись с этим чудом техники?

– О, это было что-то! Я решил ехать домой на только купленной машине. Но на то, чтобы ее завести ушло полчаса. Думаю, ее механизм в последний раз нормально работал в день подписания пакта Молотова-Риббентропа. Я то и дело проверял все соединения, пробовал повернуть ключ зажигания еще и еще. «Победа» продолжала молчать. На помощь пришел экс-владелец с огромной металлической корбой в руках. Всем своим весом я опустился на злосчастный костыль и провернул его изо всех сил. Машина завелась, издавая звук падающего грузового самолета. С той самой минуты и вплоть до нашего расставания с «Победой» эта корба стала неотъемлемой частью меня самого. Плюс ко всему, в управлении это была очень самостоятельная машина: ехала в одном направлении, независимо от того, куда ты крутишь руль. Когда я ездил в институт за 40 км от дома, то выезжал в семь утра и приезжал на пары в час дня. Она всю дорогу ломалась, и я все время что-то вытирал, продувал, смазывал и заматывал. «Победа» для меня была такой боевой закалкой, что по сравнению с ней и езда на танке покажется сказкой.

Как я «победил» Берлин

– Не об этой ли легендарной «Победе» идет речь в вашей книге «Я, «Победа» и Берлин»?

– Именно о ней. Был 1992-й год. Я купил эту машину для себя, но один добрый друг надоумил сделать на ней деньги, продав ее немцам. Я подумал, что это действительно круто и культово должно быть для немцев.

– И что из этого вышло?

– Из этого вышло путешествие с кучей приключений, и еще веселый рассказ о том, как я «победил» Берлин. Только приехал в Берлин, мне сразу предложили за нее Mercedes. Но, я подумал, что если в первый же день предлагают Мерс, то так недалеко и Rolls-Royce оторвать, и отказался. А потом, как назло – ничего. Только турки поснимали номера и поломали ее. В результате, я поменял ее на Opel, который невозможно было растаможить, и мне пришлось продать его киевским бандюкам на запчасти. Вторую машину я продал за две с половиной тысячи марок, но меня «бомбанул» рэкет на границе. Третью, и последнюю, я снова поменял на Opel и продал бандитам. После этого решил, что это не мой бизнес.

– Что почувствовали пересев с «Победы» на Opel?

– Да у меня просто слезы брызнули на лобовое стекло! От счастья, естественно. Машина ехала плавно, ничего не отваливалось, не было посторонних звуков, педали слушались. Если бы я мог позволить себе хорошую машину, то сразу бы ее купил. Просто в постсоветское время я был не богатым человеком, и покупал не ту машину, которую хотел, а ту, которую мог себе позволить. И требования выставлялись соответственно стоимости.

Toyota Sequoia стала воплощением моей мечты

– Каковы сейчас требования к автомобилю?

– Это три основных критерия: внешний вид, салон и возможности автомобиля. Визуально мне нравятся большие машины. В салоне должно быть все, и не должно быть ничего лишнего. А возможности машины я испытываю на дороге, не особо приспособленной для передвижения.

Toyota Sequoia – воплощенная мечта– На чем вы ездите сейчас?

– Моя первая машина – это Smart с дизельным двигателем. Я всегда хотел себе маленькое удобное экономичное авто. По Киеву я езжу только на нем. Второй автомобиль – большая Toyota Sequoia. На ней я езжу в основном в длительные поездки, и уже, наверное, объехал пол-Европы. У меня в багажнике вся экипировка: лыжное снаряжение, всевозможные тросы и даже велосипеды. А еще у меня есть ГАЗ-21. Когда мы вместе с группой «XS» снимали клип «Шмата» с этой машинкой, дедушка-владелец предложил нам купить ее за тысячу баксов, и я не удержался. Ведь это же музейный экспонат!

– Как вы выбирали свои машины?

– Smart я покупал осознанно и намеренно. А Toyota Sequoia купил случайно. Я хотел купить Toyota Land Cruiser. Приехав за ним в автосалон, я вдруг увидел Sequoia. Она меня очень впечатлила внешне, еще и оказалась немного дешевле, и на ней стояли качественные всесезонные шины. А когда я сел в салон, сразу понял, что без нее никуда. Так я, наконец, нашел машину, которая стала воплощением моей мечты.

Багажник – лучший друг путешественника

Кузьма Скрябин: «Багажник – лучший друг путешественника»– Часто ездите в путешествия на автомобиле?

– Очень! Если маршрут проходит не через океан, я езжу на машине. Тем более автомобиль намного удобнее в плане перевоза багажа. В дорогу ведь приходится тащить десять сумок. Такая морока «переть» эту поклажу на горбу в самолет, потом с него. В такие моменты понимаешь, что багажник – это лучший друг путешественника.

– Расскажите о своем самом длительном путешествии на машине…

– Это было путешествие на Fiat Tipo в 1994 году. Мы ездили на Корнуолл – это самый западный мыс Англии. Только в одну сторону ехали два с половиной дня. К сожалению, меня некому было сменить за рулем. За все это время мне удалось только часок вздремнуть. Но это была нетипичная ситуация. Вообще, я стараюсь проезжать в день не больше тысячи километров. По времени это десять часов. Я так же объездил все горы в Швейцарии. А на свой день рождения я планирую поехать в Норвегию на мыс Нордкап. Всех, кто поместится, я повезу на своем авто. Остальные приглашенные тоже, думаю, без проблем доберутся.

Я с детства мечтал стать дальнобойщиком

– Сколько машин вы сменили за свою жизнь?

– Больше двадцати. Я, в каком-то роде, автомобильный Казанова. Но я успокоился, когда нашел машину, которая устраивает меня во всем. А до нее каких машин у меня только не было. Были даже Daewoo Tico и Daewoo Matiz. Это был кошмар, одна голова на все лобовое стекло!

Кузьма Скрябин: «Боюсь дедуль на "Жигулях"»– Какие-то еще неудачные машины были в вашем «автопарке»?

– Да, Toyota Rav-4. Она «укаталась» за две недели с момента покупки. Когда я пришел с этой претензией в салон, мне признались, что она упала с автовоза при транспортировке. Я был в шоке, когда узнал, что мне «сбагрили» изначально неблагополучное авто. Чуть не разнес там все. Увидев меня в гневе, менеджеры решили не рисковать, и уладили эту ситуацию полюбовно. Но ничего плохого, к счастью, у меня на этом авто не случилось.

– Есть ли такой автомобиль, который бы очень хотелось иметь, но что-то мешает его купить?

– Моя нынешняя машина устраивает меня во всех смыслах. Но ко всему своему автопарку я, пожалуй, добавил бы еще автобус. Очень хочу поводить большой автобус, например, двухэтажный Neoplan. Вообще в детстве я мечтал быть дальнобойщиком. Я даже, когда делал права, открыл на всякий случай все возможные категории. А прототипом послужил мой сосед-дальнобойщик, который всегда ездил заграницу. Помню, как-то он привез из Италии кучу крутых шмоток. Особенно меня впечатлили джинсы. Тогда, кусая от зависти локти, я твердо решил пойти этим путем. Но, к счастью, все сложилось иначе.

– Сами учили кого-то водить?

– Я учил свою жену Свету, но это был неудачный опыт. Я был подобен овчарке, постоянно на нее гавкал, а она от меня отмахивалась. Я постоянно напоминал ей о том, сколько стоит сцепление, колодки и тормоза. Потом я еще учил свою тетку и двоюродную сестру. Но так никого и не научил. После моих так называемых уроков они послали меня, пошли на курсы и благополучно научились езде за 120 долларов.

Боюсь дедуль на «Жигулях»

Кузьма Скрябин: «Я с уважением отношусь к машинам со значком туфельки, и даже могу предупредить их об опасности на дороге»– В программе «Дай покататься» вы постоянно тестировали чужие машины. Какие-то из них особенно впечатлили вас?

– Я действительно обкатал практически все существующие машины. Ездил на Porsche, Maserati, Bugatti. Но не могу сказать, что я от них в восторге. Для меня цена и статус машины не всегда являются показателем качества и удобства. В программе «Шейканемо» я катался на Hummer. Как по мне, дурковатая машина. В Киеве он может быть оправдан только с точки зрения понтов – огромный, на дороге его все боятся. Он как танк, и бензин глушит нереально – 35 л/100 км. По-моему, Hummer оправдан только где-то в пустыне или на бездорожье.

– А лимузин водили?

– В программе «Дай покататься» я возил группу «Пающие трусы» на лимузине на скорости 200 км/ч до Борисполя. В это время водитель сидел сзади и крестился. Могу сказать, что в управлении лимузин намного легче «Победы».

– Свою машину даете кому-то поводить?

– Даю без проблем. Когда мы снимали передачу «Дай покататься», то часто, в то время, когда я ездил на машине участника этой программы, он ездил на моем автомобиле. Для меня главное, чтобы человек, который садится за руль, был с головой.

– Часто ли вы попадали в ДТП?

– У меня никогда не было никаких ДТП. Был только один смешной случай. Как-то раз 31 декабря черт меня попер покупать лопату для снега. Причем, дело уже шло к ночи. И, как назло, в меня въехала «девятка» и что-то мне «отколупнула» от машины. Тогда у меня был Fiat Tipo. До Нового года оставалось пять часов. Я вышел из машины, дал этому вредителю ключи от своей «тачки», номер телефона и задание залечить все царапинки. Потом взял лопату и поехал домой на такси. Мужчина оказался сознательным, или просто решил не рисковать, и исправил все быстро и качественно.

– В пробках часто стоите?

– На Smart пробки нипочем. Въехал в пробку, взял машину подмышку и пошел. Шучу, конечно. Но проскользнуть между машинами ничего не стоит. Тем более в городе еще есть тротуары и клумбы. Думаю, наш народ еще прозреет насчет Smart, когда «замахается» стоять в пробках на своих «модных коровах». Весь Запад уже пересел на маленькие экономичные авто. Это на самом деле удобно, и к тому же выгодно, расход – 3 л/100 км.

– Как относитесь к женщинам за рулем?

– Очень позитивно. Женщины зачастую намного аккуратнее ведут себя на дороге, чем мужчины. Меня больше пугают дедули на «Жигулях» ужасно обозленные на жизнь и на все вокруг. Не раз видел картину, когда такие типы специально подрезают кого-то, и сами подставляют крыло для удара. А с женщинами у меня не было никаких проблем на дорогах. Я с уважением отношусь к машинам со значком туфельки, и даже могу предупредить их об опасности на дороге.


Беседовала Ольга Денисенко
Фото: из архива Кузьмы Скрябина