Как сделка Pirelli и ChemChina повлияет на мировую шинную индустрию

23 марта, ранним утром по пекинскому времени, China National Tire & Rubber Co. (CNRC), входящая в состав корпорации ChemChina, подписала с холдингом Camfin и его акционерами соглашение о приобретении 26,2 % акций Pirelli и последующем выкупе остальной доли в шинной компании.

Как говорится в официальном сообщении ChemChina, контролируемой китайским правительством, в соответствии с подписанным соглашением структура организации и руководства Pirelli останется без изменений, и будет определена новая стратегия развития. Теперь сделку должны одобрить соответствующие китайские и международные ведомства. Акции оценены в 15 евро за штуку, то есть в общей сложности Pirelli будет продана за 7 миллиардов евро.

О последствиях перехода Pirelli под контроль китайцев размышляет Дэвид Шо из Tire Industry Research.

Как относиться к тому, что китайская госкомпания, вероятно, купит одну из икон западной шинной промышленности? Можно было бы провести аналогии с консолидацией, которая имела место в 80-х и 90-х годах прошлого века. Это было время, когда Bridgestone купила Firestone, Goodyear получила в собственность часть активов Dunlop, а BFGoodrich подверглась разделению.

Firestone была в печальном состоянии, когда Bridgestone решила купить компанию с целью воспользоваться силой ее бренда. То же относилось и к Dunlop, и к BFGoodrich. Все они страдали от недостатка финансирования и устаревшей продукции. Новые владельцы думали, что смогут извлечь выгоду из ценности и известности брендов и добиться новых успехов. Они были правы лишь частично. У них получилось использовать силу брендов, но до того как это стало возможно, им пришлось перестраивать производственную базу и вкладывать в это огромные средства.

Ситуация с Pirelli отличается кардинально. Сегодня Pirelli является сильной компанией с высокими прибылями и эффективной промышленной базой.

Циники скажут, что Марко Тронкетти Провера задумал эту сделку, чтобы извлечь максимальную выгоду из своего участия в холдинге Camfin. И прибыль он точно получит. Он знает, что делает, и он готов заключать сделки за пределами развитого мира, в то время как другие могут этого опасаться. Большинство финансового сообщества ожидает, что он уйдет на пенсию в 2017-2018 годах, но новая сделка отодвигает этот момент еще на четыре-пять лет.

Я никогда не встречался с Цзяньсинь Жэнем, главой шинного отделения ChemChina, но я слышал, что он не менее искусен в политике, чем Провера. Я познакомился с Ван Фэнем, руководителем Aeolus, на прошлогодней выставке Reifen, и он тоже показался мне очень умным человеком. Последние пару лет я провел, следя за каждым словом, которое эти люди говорили на публике, и пытаясь проинтерпретировать их через туман китайско-английского перевода, политических влияний и т. д. В прошлом году я также исследовал и анализировал стратегическое направление развития китайской шинной индустрии, и новая сделка идеально соотносится с этим направлением.

Сила китайских шинных производителей заключается, в том числе, в масштабе производства и низких затратах. При этом правительство и отраслевые организации постоянно твердят им, что их главная проблема связана с технологиями. Лично я уверен, что их слабость, скорее, в области маркетинга, но сейчас не об этом. Реальный недостаток китайской шинной промышленности в том, что ведущие компании делают шины достаточно высокого качества, но при этом всегда продают их по бросовым ценам. Китаю нужно повысить реализационные цены – а вместе с ними и прибыли. Китайская шинная индустрия уже намного крупнее, чем в любой другой стране мира, и они хотят стать такими же сильными, как главные международные бренды. Сейчас же китайские игроки, хотя и доминируют на своем домашнем рынке грузовых шин, в сегменте легковых шин уступили лидерство иностранным брендам даже у себя дома.

Не думаю, что кто-нибудь в китайской шинной отрасли действительно понимает, как изменилось производство легковых шин за последние десять лет. Они все так же думают, что главное это технологии – силика в резиновой смеси, каучуки S-SBR, масла с низким содержанием ПАУ и т. д. Частично они правы, но это лишь один из аспектов. На самом деле существенно изменилось то, что сейчас топовые бренды тщательно изучают каждый рынок и разрабатывают шины, отвечающие специфическим требованиям отдельных регионов. Технологии важны, но здесь они играют лишь вспомогательную роль. На самом деле очень важно понимать ценности и ожидания своих потребителей, и почти все китайские производители с этим справляются катастрофически плохо.

Возвращаясь к покупке Pirelli, итальянская компания сейчас имеет сильное присутствие в Китае, куда она пришла где-то десять лет назад и создала совместное предприятие с местным игроком. Pirelli также установила хорошие связи с местными розничными и оптовыми компаниями по всей стране. Это, конечно, очень сильно отличается от сотрудничества с госкорпорацией, но это говорит о том, что г-н Тронкетти Провера имеет полное представление о том, чем ведение бизнеса в Китае отличается от работы в Италии, к примеру. Что еще важнее, это означает, что топ-менеджеры Pirelli уже являются частью местного делового сообщества. Значимость этого факта на самом деле сложно переоценить.

В стратегическом плане китайские партнеры хотят повысить прибыльность, улучшить свой технологический уровень и получить доступ к сегментам, где работают ведущие мировые бренды. Pirelli может им это обеспечить. Так что для китайской стороны выгодность сделки очевидна. Если говорить о самой Pirelli, я часто повторяю, что лидерами в будущем станут те компании, которые обеспечат себе высокие технологии и контракты с европейскими автокомпаниями, но при этом смогут благодаря масштабам производства освоить огромный китайский рынок. До этого я думал, что лучше всего это получится у Hankook. Сделка между китайской госкомпанией и Pirelli меняет расстановку сил. Даже у Hankook есть проблемы с завоеванием китайского рынка грузовых шин. В то же время China National Tire & Rubber Co. – один из крупнейших игроков этого сегмента в стране. Если совместить торговые сети, которые позволили Aeolus стать одним из лидеров рынка грузовых шин, с торговой маркой Pirelli, это может позволить создать крайне привлекательное предложение для китайских потребителей. Плохо ли это, хорошо ли, CNRC не так прибыльна в сегменте легковых шин. В то же время Pirelli с очень большой рентабельностью продает свои легковые шины в Китае.

Руководство Pirelli очень ясно понимает, как и почему компания может обеспечивать себе высокие цены на продукцию и отличную прибыльность в Китае и любом другом регионе мира. Если две компании смогут поучиться друг у друга и избавиться от своих слабостей, это, на мой взгляд, будет выгодно для всех. Кроме, вероятно, конкурентов.