Евромаркировку проверят на достоверность

Еврокомиссия профинансирует новый проект, призванный определить, насколько оценки на шинных этикетках соответствуют реальным характеристикам шин.

Новая европейская маркировка была введена в ноябре 2012 года, и с тех пор ее критикуют в первую очередь за то, что оценки шинам по трем выбранным параметрам – экономичности, сцеплению на мокрой дороге и уровню шума – выставляют сами производители. Эксперты не устают повторять, что адекватной системы мониторинга в этой области до сих пор не предусмотрено, но теперь, возможно, ситуация изменится, поскольку Еврокомиссия согласилась в рамках программы Horizon 2020 профинансировать проект Market Surveillance Action on Tyres 2015 (MSTYR15), координируемый Европейским форумом по безопасности продукции PROSAFE и призванный позволить проверить, насколько достоверны оценки на этикетках.

Проект был официально запущен 6 апреля 2016 года, а на его реализацию отведено двадцать четыре месяца. За это время инспекторы из тринадцати стран ЕС и Турции протестируют на сопротивление качению и сцепление на мокрой поверхности шины 150 моделей, после чего результаты испытаний сравнят с оценками, указанным на этикетках. В общей сложности будет протестировано порядка 15 000 шин. В PROSAFE подчеркнули, что тесты шин могут стать причиной судебных исков в отношении производителей, которые выставляли своим шинам заведомо завышенные оценки.

В рамках проекта будут проверяться шины категории С1 (летние легковые), которые должны отвечать европейским стандартам EC 1222/2009, EU 228/2011 и EU 1235/2011. Будут привлечены инспекторы из Бельгии, Болгарии, Германии, Испании, Латвии, Литвы, Люксембурга, Польши, Румынии, Турции, Финляндии, Хорватии, Швеции и Эстонии. Для увеличения эффективности работы инспекторов будет создана общеевропейская база данных, которая будет обновляться в режиме реального времени, и к которой получат доступ надзорные органы всех стран-участниц.

Организаторы проекта признают, что в данный момент во многих странах ЕС не существует действительно эффективной системы проверки евромаркировки. По их словам, новый проект должен не только защитить потребителей от недостоверной информации, но и помочь властям различных стран избежать крупных расходов, связанных с тестами шин в соответствии с принятыми стандартами.

Европейская ассоциация производителей шин и РТИ (ETRMA) одобрила запуск нового проекта, а генеральный секретарь организации Фазиле Синаральп отметила, что он поможет создать равные конкурентные условия в Европе и будет очень выгоден потребителям, поскольку шины будут проверяться и на уровень безопасности, и на топливную эффективность.