В Таиланде хотят построить дороги из каучука

Существенные запасы каучука, которые достались военному правительству Таиланда после прихода к власти в мае этого года, стали результатом политики предыдущих властей, которые скупали сырье, чтобы повысить свою популярность. Эти действия стоили государству миллиарды долларов, а также вызвали критику со стороны валютного фонда и спровоцировали антиправительственные выступления.

Теперь же в попытке избавиться от запасов и улучшить свою репутацию новое правительство решило найти новый способ использования натурального каучука – его будут добавлять в асфальт, из которого в стране построят сотни километров дорог. Соответствующий план включен в общую программу по строительству стоимостью 75 миллиардов долларов.

Предыдущие правительства субсидировали цены на каучук и рис, чтобы повысить доходы фермеров и помочь себе получить политическую поддержку в сельской местности. Кроме того, программа должна была способствовать развитию каучуковой отрасли и сохранению цен на уже высоком уровне. Однако когда рост экономики Китая замедлился, спрос на каучук сократился, что привело к резкому падению цен на глобальном рынке. С декабря прошлого года каучук на торгах в Токио подешевел более чем на 30 %, хотя улучшающееся состояние экономики США не так давно несколько подняло цены.

Предыдущее правительство в мае этого года объявило о том, что намерено выбросить на рынок свои запасы каучука, составляющие 220 тыс. тонн, что эквивалентно 1,5 % от объемов мирового производства. Как бы то ни было, фермеры смогли пролоббировать свои интересы и предотвратить этот шаг, который мог бы еще больше сократить цены в регионе.

Новые власти учли опыт предыдущей администрации и начали искать другие способы использования каучука. Кроме этого, предлагается вырубить часть каучуковых деревьев до конца их естественного жизненного цикла – что-то наподобие программы утилизации старых автомобилей.

Как бы то ни было, аналитики сомневаются, что правительство сможет эффективно повлиять на существующие рыночные тенденции, особенно учитывая, что сейчас объемы производства наращивают другие страны, такие как Вьетнам и Индонезия.

«Объемы запасов очень большие, и вряд ли, проект по строительству дорог позволит использовать их все, – говорит Прачайя Джумпасут, управляющий директор консультационной фирмы The Rubber Economist. – На наш взгляд, проблема не будет решена, если будет использована только часть запасов в Таиланде. Должен также вырасти спрос на глобальном рынке, а другие страны тоже должны сократить производство».

В дополнение ко всему прочему хотя власти Таиланда, судя по всему, руководствуются благими намерениями, у их плана есть еще один недостаток – они собираются использовать не тот тип каучука. По словам Майкла Коулмена, управляющего директора RCMA Asset Management, сухой каучук из правительственных запасов абсолютно бесполезен для строительства дорог. «Звучит все хорошо, но это непрактично, – отметил он. – Единственный способ избавиться от большого каучука – это изготовить из него грузовые и автобусные шины. В краткосрочной же перспективе мало что можно предпринять».